Психологическая экспертиза (судебно-психологическая экспертиза) — род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия коммуникативных средств на реципиента. При необходимости — судебно-психологические экспертизы.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМО ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ?
По гражданским делам:
с целью определения сделкоспособности (способности осознавать значение своих действий и управлять ими при заключении сделки), дееспособности;
для исследования детско-родительских отношений (сюда относятся дела о том, где будет проживать ребенок, о праве участия в воспитании, о необходимости усыновления и т.д.);
для установления наличия или отсутствия факта морального вреда;
в других спорных ситуациях, требующих выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
По уголовным делам:
для установления психологических свойств обвиняемого: состояний эмоциональной сферы, индивидуальных особенностей психики, способности давать показания, принимать участие в судебно-следственных действиях, быть ответственным за содеянное;
для констатации психологических свойств потерпевших: способности осознавать характер и смысл совершаемых по отношению к ним противоправных действий, беспомощного состояния, нанесения вреда здоровью, способности давать показания, участвовать в судебно-следственных действиях;
для определения психологических свойств свидетелей: их способности давать показания, принимать участие в судебно-следственных действиях;
экспертиза по делам по факту смерти для выявления наличия или отсутствия у умершего перед смертью психического состояния, провоцирующего самоубийство, и причин появления такого состояния.
Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза касается дел об экстремизме, возбуждении ненависти или вражды; дел о защите чести, достоинства и деловой репутации. Квалифицированная помощь эксперта-психолога необходима в спорных ситуациях, где требуется установить особенности психологического воздействия средств коммуникации (высказываний, рекламных сообщений, публикаций в СМИ, видеосюжетов и т.д.).
КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ НА ЭКСПЕРТИЗУ?
Для исследования психических свойств личности необходимо обеспечить возможность взаимодействия непосредственно с подэкспертным лицом. В случае невозможности очного исследования личности экспертиза проводится заочно; в таком случае на экспертизу предоставляется документация (медицинские карты, личное дело, характеристики). При проведении психологического исследования средств коммуникативного воздействия на экспертизу предоставляются объекты исследования: тексты СМИ, музыкальные и аудиовизуальные произведения и т.д.
КАКИЕ ВОПРОСЫ СТАВЯТСЯ ПЕРЕД ЭКСПЕРТОМ-ПСИХОЛОГОМ?
Для выявления дееспособности и сделкоспособности:
Беря во внимание состояние психического здоровья подэкспертного и обозначенные обстоятельства заключения сделки (указывается конкретная сделка), проанализировать способность испытуемого полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате?
Обладает ли испытуемый свойством повышенной внушаемости?
Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в конкретной ситуации?
Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?
Для исследования детско-родительских отношений (при определении того места, где ребенок будет проживать постоянно, и определении степени участия родителей в воспитании ребенка):
В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка? Каким образом определяется уровень его психического развития?
Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?
Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?
Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?
Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологический уровень и специфику психического развития ребенка?
Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребенка, если учитывать особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенности ребенка и родителей, особенности сложившихся между ними отношений, привязанностей, системы ценностей и отношений родителей, стиля воспитания?
Для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления или удочерения):
Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?
Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?
Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?
В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?
Каковы психологические перспективы жизни ребенка в «альтернативной» семье?
Для выявления факта причинения морального вреда:
Имеются ли у ФИО признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с (обстоятельства)? Если имеются, то в чем конкретно они выражены, какова степень их глубины, стойкости и интенсивности?
Имеются ли изменения психического благополучия ФИО в результате (обстоятельства)? Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим психологическим состоянием ФИО? Имеются ли неблагоприятные последствия в данный момент?
Какие индивидуально-психологические особенности имеются у ФИО, и каким образом они могли повлиять на эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) лица в связи с (обстоятельства)?
Для проведения экспертизы личности обвиняемого:
Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, эмоционально-волевые, характерологические, мотивационные и иные), оказавшие существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?
Для проведения психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:
Присутствуют ли у испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не имеющие отношения к психическому расстройству? Если да, то в чем конкретно они находят свое выражение?
Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что испытуемый был в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и смысл своих действий и управлять ими?
Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, способные повлиять в значительной степени на специфику его поведения в конкретной ситуации?
Для проведения экспертизы свидетелей потерпевших:
Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенностеи испытуемого, особенности его психологического состояния, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что подэкспертный мог правильно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?
Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
Имеется ли у подэкспертного склонность к патологическому фантазированию?
Для проведения экспертизы по факту смерти:
Находился ли погибший перед смертью в психическом состоянии, ставшем причиной самоубийства?
Был ли погибший перед смертью в каком-либо эмоциональном состоянии, повлиявшем на его поведение в данной ситуации? Если да, то что вызвало это состояние?
Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и человека, который совершил самоубийство?